Сергей КРАВЦОВ
Министр просвещения Российской Федерации

«Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» – так определяется образование в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Не случайно воспитание стоит на первом месте: это фундамент, определяющий, кем станут наши дети, какие жизненные принципы и человеческие ценности будут в них заложены.

Воспитательный процесс всегда был неотъемлемой частью образовательного процесса – от детского сада до вуза. Но за изменениями, внесенными Президентом России в закон об образовании, должен последовать более детальный и системный подход к организации этой работы.

Воспитание детей – это стратегический национальный приоритет. И оно должно стать центральной темой системы образования, объединив усилия не только родителей и педагогов, но также общественных организаций, бизнеса, органов власти.

Наша общая задача – сформировать воспитывающую детей среду, доступную и интересную им, в которой каждый ребенок найдет то, чем хочет заниматься. Да, важно, чтобы у ребенка был выбор, но также важно, чтобы все предлагаемые мероприятия были качественными и соответствовали общей цели.

Одним из ключевых направлений дальнейшей деятельности станет реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование», который направлен на выстраивание комплексной, общесистемной работы по повышению воспитательного потенциала действующих общественных институтов.

Чем предстоит заняться? Прежде всего, разработкой, внедрением в различных образовательных организациях программ воспитания, которые становятся обязательными, и мониторингом их наличия и содержания. С коллегами из научных институтов мы уже сформировали примерные рабочие программы воспитания для детских садов, школ и колледжей. Мы постарались сделать так, чтобы в этих программах прослеживалась преемственность образовательного процесса, были заложены базовые национальные ценности, нормы и правила поведения в обществе.

Чтобы более качественно организовать воспитательную работу, важно основательно готовить педагогов, и большие помощники в этом – педагогические вузы. Именно педагог своими действиями, словами, отношением и примером воспитывает ребенка. Учитель, в первую очередь классный руководитель, объединяет интересы детей, родителей и педагогов. При этом наша задача – помочь учителю в этой работе, а не нагружать его дополнительными отчетами и обязанностями.

Проект «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», реализуемый в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», позволит уже в этом году увеличить количество специалистов, занимающихся воспитанием в школах, и, что самое главное, содержательно усилить такую работу. Пока это десять пилотных регионов и 2500 специалистов.

Для современных детей главным источником формирования взглядов и ценностей стало интернет-пространство. И эта новая реальность требует от нас других решений и действий, чем раньше. Надо оградить детей от влияния деструктивных идеологий, проводить индивидуальную профилактическую работу с потенциально уязвимой категорией школьников и студентов, активизировать психологическую поддержку учеников с привлечением родителей.

Наша задача – формировать верифицированный позитивный воспитательный контент через создание научно-популярных фильмов, радиопередач, развитие онлайн-механизмов вовлечения детей
в развивающую интеллектуальную деятельность. Нужного результата мы достигнем при комплексном межведомственном взаимодействии.

Важнейшее условие нашего успеха в воспитании подрастающего поколения – эта постоянная работа с родителями, ведь они – главный пример поведения для ребенка. Мы запустили проект «Открытые родительские собрания», в рамках которого ежемесячно онлайн проводятся родительские собрания, тематика которых формируется исходя из запросов родителей. С этого года мы также возродили легендарный журнал «Семья и школа».

Нам необходимо создавать условия для вовлечения детей в общественно полезную деятельность: это развитие школьных спортивных клубов, театров, музеев, института школьного самоуправления, дополнительного образования детей; активная работа с детскими общественными объединениями – Российским движением школьников, Всероссийским конкурсом «Большая перемена», движением «ЮНАРМИЯ» и др.

Безусловно, чрезвычайно важны глубокие предметные знания наших детей, которые в будущем обеспечат экономическую конкурентоспособность страны, прогресс в интеллектуальном развитии.

И конечно, коллеги, важно, чтобы, кроме знаний и навыков, у ребенка, который оканчивает школу, были сформированы уважение к семье, отзывчивость, любовь к Родине, трудолюбие. Пусть ваш педагогический талант и любовь к детям всегда помогают вам. Тогда главная миссия педагога и системы образования будет достигнута – мы воспитаем настоящего Человека.

Версия для слабовидящих